А я иду, шагаю по Москве - 2 (идеи для тех, кто едет с нами в тур "Дорогами Золотого Кольца")
12.04.2023«Ты течёшь, как река. Странное название! И прозрачен асфальт, как в реке вода… Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё призвание, ты - и радость моя, и моя беда», - так сказал выросший на этой Московской улице знаменитый бард Булат Окуджава.
Если Кремль с Красной площадью – сердце Москвы, то Арбат, безусловно, – душа столицы. Именно здесь, несмотря на многочисленные изменения, метаморфозы и даже раздвоение улицы в 60-х годах, сохранился характер старой столицы – творческий, интеллигентный, открытый и бесшабашный. А еще здесь десятки сувенирных магазинов, кафе, ресторанов, музеев, а также уличных представлений. Поют песни уличные музыканты, художники предлагают свои холсты, а торговцы продают сувениры иностранным туристам. Поэтому, наверное, Арбат стал самой известной улицей столицы России для иностранцев – это для них выставлены уличные лотки с матрешками и шапками-ушанками немыслимых цветов.
Происхождение названия «Арбат» точно не установлено. Вероятно, оно восходит к арабскому слову «рабад» — «пригород, предместье». Есть также версия, что здесь находился колымажный двор (где делали повозки), соответственно, название восходит к слову «арба». В XIV веке здесь проходила дорога на Смоленск, и при царе Алексее Михайловиче эту улицу пытались переименовать в Смоленскую, но название так и не прижилось. Исторически Арбат включает в себя не только одноименную улицу, но и прилегающие к нему «арбатские» переулки, коих здесь великое множество.
В старину на Арбате жили московские ремесленники и купцы. Но в 1565 году район испытал невероятный политический взлет: мнительный царь Иван Грозный, опасаясь за свою жизнь, переезжает из Кремля в построенный здесь свой личный удел - Опричнину, давшую имя страшному времени русской истории. Со смертью царя район теряет свою значимость, но после большого московского пожара 1812 года, оставившего здесь чистое поле, Арбат начинает обживаться дворянством. Это были и усадьбы московской аристократии, и дома менее знатных дворян. Существовавший в ту пору в Москве налог «на второй этаж» породил уникальное явление в русской жилой архитектуре - дом с мезонином. Мезонин не считался вторым этажом, хотя являлся жилым. Отсюда «дома с мезонином» (вспоминаем Чехова) шагнули по всей России. Арбат 1-й половины XIX века был своеобразным «спальным районом» - здесь не было ни торговых лавок, ни деловых контор.
После отмены крепостного права тихая, безмятежная жизнь уходящего дворянства кончилась, многие особняки перешли в иные руки, в арбатских переулках поселились представители новой интеллигенции – врачи, адвокаты, ученые: : по этим улочкам спешили в гимназию профессорские дети Андрей Белый и Марина Цветаева. К концу XIX века большинство жителей Арбата составляют уже преуспевающие коммерсанты, чиновники. Возводятся новые многоэтажные дома с удобствами, появляются кафе и магазины. Жить здесь становится все моднее и престижнее.
При советской власти в облике Арбата произошли необратимые изменения. В начале 1960-х годов по его переулкам была проложена часть современного проспекта - Нового Арбата, метко прозванная «вставной челюстью Москвы». В конце 1970-х годов Старый Арбат стал пешеходной зоной. «Арбат офонарел», пошутил Окуджава, намекая на установленные при ее устройстве аляповатые фонари.
Длина знаменитой улицы – всего 1,2 километра, начинается она от площади Арбатские ворота (м. Арбатская) и заканчивается у Садового кольца на Смоленской-Сенной площади (м. Смоленская). Нумерация домов начинается от площади Арбатских ворот. И если Вы готовы прогуляться по Арбату, то начинайте свою прогулку от углового дома № 2- знаменитого ресторана «Прага». У «Праги» яркая биография. В 1872 году в доходном доме Фирсановой начал работать трактир, завсегдатаями которого стали извозчики и иначе как «Брага» его не называли. 25 лет спустя заведение выиграл в бильярд купец Семен Тарарыкин и открыл в нем фешенебельный ресторан с зимним садом, колоннадой и кабинетами, завсегдатаями которого были Бунин, Куприн и многие другие знаменитые люди своего времени. В этом ресторане Антон Чехов праздновал с артистами МХАТа премьеру пьесы «Чайка», а Лев Толстой устраивал публичные чтения романа «Воскресение». В 30-х годах ХХ века здесь была образцовопоказательная общественная столовая Моссельпрома, (куда Ипполит Матвеевич из «Двенадцати стульев» повез Лизу обедать), а позже – cпецстоловая НКВД. Вновь «Прага» открыла двери для посетителей лишь в 1950-е годы, здание полностью перестроили, расширили и открыли на одном из этажей кондитерский отдел. Именно в этих стенах родились вкуснейшие торты нашего детства - «Прага» и «Птичье молоко», вкус которых радует нас и по сей день. Сейчас культовый ресторан, увы, закрыт, его переоборудуют под магазины и апартаменты.
Через дорогу чуть впереди в доме №9 когда-то располагался знаменитый «Арбатский подвал» - богемный клуб, где выступали со своими новыми стихами Борис Пастернак, Андрей Белый, Владимир Маяковский, Сергей Есенин.
Двигайтесь дальше до Арбатского переулка. Любопытно отметить, что в романе Льва Толстого «Война и мир» Пьер Безухов именно на этом месте намеревался застрелить ехавшего по Арбату Наполеона. Рекомендуем тут свернуть направо и по переулку дойти до проспекта Новый Арбат, чтобы взглянуть на высотные «дома-книги». Справа через проспект Вы можете полюбоваться церковью допетровского периода Симеона Столпника. В ней, бросив вызов свету, венчался граф Шереметьев со своей бывшей крепостной Прасковьей Жемчуговой, примой его театра. Церковь была приходской для набожного Гоголя, который последние годы жил неподалеку.
Возвращайтесь на Арбат, и если хотите увидеть необычный памятник деревянного зодчества, то через квартал сверните в Староконюшенный переулок (налево с Арбата). Живописный особняк Пороховщикова напоминает миниатюрный сказочный терем. Тут много лет жил со своей молодой женой знаменитый актер Александр Пороховщиков. Это семейное гнездо актера, его прадед - архитектор, предприниматель и меценат построил дом по своему по проекту в 1871-м. Дом в разборном виде вывозили как образец русского зодчества на Всемирную выставку в Париж. Затем особняк, если верить семейной легенде, был проигран предком в карты.
Следуйте вперед еще квартал, и справа увидите Малый Николопесковский переулок, тут стоит взлянуть на архитектурный памятник - особняк Михайловой (дом №5/3).
Вернувшись на Арбат впереди по правой стороне в доме №26 видим знаменитый театр им. Вахтангова, рядом фонтан с жанровой скульптурой «Принцесса Турандот» - героиней одноименной пьесы, прославившей театр и ставшей его визитной карточкой.
Впереди слева Вы увидите Стену Цоя – стихийно возникший мемориал. В день гибели музыканта кто-то написал на этой стене: «Сегодня погиб Виктор Цой», но тут же рядом возникла бессмертная фраза: «Цой жив!». Надписи добавлялись и продолжают добавляться.
Рядом со стеной Цоя расположился Доходный дом Филатовой (№35) - знаменитый дом с рыцарями. Говорят, он связан с романом Булгакова «Мастер и Маргарита»: возможно, в нем была квартира критика Латунского, а возможно, Рыцарь на фасаде дома не кто иной, как Коровьев-Фагот из свиты Воланда.
Через дорогу чуть впереди - дом 30 со знаменитым на всю Москву зоомагазином принадлежал некогда купцу Титову. Как ни странно, зоомагазин – герой нескольких стихотворений, посвященных Москве. А стоящий поблизости дом 36 напоминает нам об Арбате послепожарной Москвы. Небольшая городская усадьба Страховой-Тестовых сохранилась на улице с 1820-х годов.
За ним переулок направо – Старопесковский. Его, пожалуй, каждый знает с детства по картине Поленова «Моссковский дворик» из школьных учебников. На картине изображен Храм Преображения Господня на Песках, расположенный здесь. Храм Спаса на Песках был построен стрельцами, поселилившимися здесь слободой во время правления царя Михаила Федоровича (в первой половине XVII века). А название «на Песках» произошло от названия местности по песчаной почве в этом месте.
Если пройти по переулку дальше, то в скверике увидите памятник Пушкину, слева от него памятник архитектуры усадьба Щепочкиной, а далее - особняк Ветрова (резиденция посла США). Кстати, именно семейство Ветровых, а отнюдь не знаменитых Морозовых и Рябушинских, считалось самым богатым из промышленников дореволюционной России.
Возвращайтесь на Арбат и впереди справа в следующем переулке - памятник Окуджаве, тут в доме №43 он родился и вырос. Видите, он выходит Вам навстречу из арки проходного двора? И если Вы шагнете ему навстречу в Плотников переулок, а потом сразу свернете налево в Кривоарбатский переулок, то придете к уникальному дому архитектора К. С. Мельникова, построенному им в конце 1920-х годов. Дом является памятником мирового значения. Он состоит из двух проникающих друг в друга цилиндрических объемов и обходится совершенно без прямых углов как снаружи, так и внутри. «Дам премию тому, кто сумеет сосчитать, сколько в доме этажей», - говорил Мельников о своем жилище.
Попробовали сосчитать? Тогда - возвращайтесь на Арбат, тут Вас ждут три интересных дома подряд: 51, 53, 55. В доме №51 жил писатель Рыбаков, этот дом стал «героем» его романа «Дети Арбата» и детских повестей «Кортик» и «Выстрел».
В доме №53, принадлежавшем дворянской семье Хитрово, в 1830- 1831 годах снимал квартиру А. С. Пушкин. Сюда после венчания 18 февраля 1831 года он привез свою молодую жену Наталью Гончарову, и здесь же накануне устраивал мальчишник, на который пригласил самых близких друзей: Ивана Киреевского, Дениса Давыдова, Петра Вяземского, Александра Елагина, Александра Верстовского, Николая Языкова и брата Левушку. Через дорогу Вы можете увидеть молодую чету Пушкиных: их руки нежно касаются друг друга, они еще не прошли семейный путь мужа и жены и бытовых трудностей, они одухотворены своей любовью.
Авторы максимально точно старались отобразить реальные черты Пушкина и Гончаровой - даже то, что Пушкин был ниже Гончаровой на 9 сантиметров. Здесь можно сделать «арбатское селфи» - помните, как у Окуджавы: «На фоне Пушкина снимается семейство. Фотограф щёлкает, и птичка вылетает…»? Пушкин и Окуджава… Очень по-арбатски!
В соседнем доме (№55) в 2000 году была открыта музей-квартира родившегося здесь писателя-символиста Андрея Белого. Экспозиция этой музей-квартиры показывает прямое назначение каждой из комнат и одновременно - их отражение в автобиографической прозе Белого.
Вы почти дошли до конца Арбата, на Вас надвигается самая высокая из «Сталинских высоток» - здание МИДа РФ. Тут Вы можете дойти до Смоленского бульвара, где оно и расположено, а можете свернуть направо в Денежный переулок. Ведь, как утверждают москвичи, дух истинной Москвы ушел с Арбата вместе с «матрешками для туристов», но, к счастью он отступил недалеко, а в прилегающие к Арбату переулки. Давайте свернем туда и увидим, как течение времени перемешало дворянские классические усадьбы и постройки советских лет, разностилевые особняки и доходные дома богатейших купцов и фабрикантов, возведенные по проектам престижных архитекторов.
Пройдя квартал, снова сверните направо - на Сивцев Вражек (Овражек на ручье Сивец). Впереди на углу с Плотниковым переулком видим дом под №36. Это здание дает нам представление, как могло выглядеть «Общежитие имени монаха Бертольда Шварца», фигурирующее в романе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. По сюжету оно находилось в доме с мезонином в Сивцевом Вражке. А на противоположной стороне впереди дом Герцена (№27) - тоже «дом с мезонином».
В районе Сивцева Вражка на Малом Власьевском переулке прошло детство актера Андрея Миронова. А далее по маршруту - в Нащокинском переулке №10 снимался фильм «Покровские ворота».
В Сивцевом Вражке под №19 стоит дом, украшеный мемориальной доской, сообщающей, что здесь жила Марина Цветаева. Но дом связан не только с ее именем - здесь было жилище богемной молодежи, которое в дружеском кругу называли Обормотником. Авторство этого названия приписывают Алексею Толстому, дружившему с обитателями Обормотника.
Следуя дальше по знаменитому переулку можно дойти до Гоголевского бульвара (до 1924 года Пречистенского), он обладает необычным рельефом: одна сторона бульвара круто спускается вниз, где некогда протекал ручей Черторый. Здесь находится интересный памятник Михаилу Шолохову. Хотя писатель постоянно проживал в станице Вешенской на Дону, в Москве на Сивцевом Вражке, 33 у него была квартира. По Гоголевскому бульвару Вы можете вернуться к начальной точки маршрута.
Если пройдете чуть вперед, то на Арбатской площади слева (№14) увидите кинотеатр «Художественный». «Художественный электро-театръ» был первым экраном страны до революции и в советский период. Здесь традиционно проходили премьеры шедевров отечественного и зарубежного кинематографа. Слева высятся дома-книжки на Новом Арбате, а вправо уходит старинная улица Воздвиженка, где тоже полно достопримечательностей. Например, особняк Арсения Морозова (№14), ныне Дом приемов Правительства РФ - необычный дворец в неомавританском стиле. Деньги и землю под строительство особняка подарила сыну на 25-летие вдова фабриканта Морозова. Эта незаурядная женщина после кончины мужа взяла на себя управление принадлежавшей ему Тверской мануфактурой хлопчатобумажных тканей и славилась своей благотворительностью. Гостями ее литературного салона были Блок, Валерий Брюсов, Андрей Белый. Эксцентричный молодой человек пожелал иметь дом, подобный дворцу Паласиу-ди-Пена в португальской Синтре. По преданию, Морозова, посетив новоотстроенный особняк сына, в сердцах бросила: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!». Но сейчас дураком Арсения никто не считает, ведь особняк – подлинное украшение Москвы.
Далее Воздвиженка приведет Вас прямо к Александровскому саду рядом с Кутафьей башней Кремля.
Приятной прогулки!
Вы можете гулять по Арбату самостоятельно или присоединиться к организуемой нами группе.
Путешествуйте вместе с Союзом юристов и знакомьтесь не только с городами Золотого Кольца России, но и с ее столицей!
Напоминаем, что записаться в тур можно по телефону: +375 29 667 39 28 (Евгения)
Поспешите! Количество мест ограничено!