Белорусский
Республиканский
Союз Юристов

VI ФЕСТИВАЛЬ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ «МЕДИАЦИЯ БУДУЩЕГО». КАК ЭТО БЫЛО?

23.05.2023

В 2023 году с 19 по 20 мая в Минском городском образовательно-оздоровительном центре «Лидер» прошел уже шестой по счету Фестиваль медиации для школьников и студентов!

Союз юристов совместно с Центром «Медиация и право» проводит Фестивали с целью внедрения и развития медиации в образовательной сфере как эффективного инструмента разрешения конфликтных ситуаций в учреждениях образования, а также формирования у участников Фестиваля навыков взаимопонимания и позитивной коммуникации в школе.

Соорганизаторами в этом году выступили: общественное объединение «Белорусский республиканский союз юристов», Центр «Медиация и право», Комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета, а также Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь. Партнерами стали общественное объединение «Белорусский фонд мира», Белорусская нотариальная палата, ГУО «Минский городской институт развития образования», ОАО «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, Национальный центр защиты персональных данных Республики Беларусь и Следственный комитет Республики Беларусь.

Из года в год в Фестивале принимают участие свыше 200 человек, среди которых школьники, студенты, магистранты, аспиранты, профессорско-преподавательский состав, практикующие медиаторы, а также представители государственных органов.

В 2023 году участие в Фестивале приняли следующие учреждения образования:

         ГУО «Средняя школа № 30 г. Минска»;

         ГУО «Средняя школа № 48 г. Минска им. Ф.А. Малышева»

         ГУО «Гимназия № 146 г. Минска»;

         ГУО «Средняя школа № 197 г. Минска»;

         ГУО «Средняя школа № 172 г. Минска»;

         ГУО «Средняя школа №125 г. Минска»;

         ГУО «Средняя школа № 22 г. Минска имени С.И. Грицевца»

         ГУО «Средняя школа № 61 г. Минска»;

         ГУО «Средняя школа № 122 г. Минска»;

         ГУО «Гимназия № 29 г. Минска»;

         ГУО «Гимназия № 17 г. Минска»;

         ГУО «Средняя школа № 155 г. Минска»;

         ГУО «Средняя школа № 119 г. Минска»;

         ГУО «Средняя школа № 1 г. Минска»;

         ГУО «Средняя школа № 205 г. Минска»;

         ГУО  «Средняя школа № 62 г. Минска»;

         ГУО «Средняя школа № 131 г. Минска»;

         ГУО «Средняя школа № 93 г. Минска»;

         ГУО «Средняя школа № 148 г. Минска»;

         ГУО «Специальная школа № 18 г. Минска имени братьев Евдокимовых»;

         ГУО «Минский городской педагогический колледж»;

         ГУО «Юридический колледж Белорусского государственного университета»;

         УО «Белорусский государственный экономический университет» (факультет права);

         ГУО «Боровлянская средняя школа № 3»;

         ГУО «Средняя школа №10 г. Солигорска»;

         ГУО «Средняя школа №4 г. Солигорска»;

         ГУО «Краснослободская средняя школа Солигорского района»;

         ГУО «Погорельцевская средняя школа»

         ГУО «Гимназия №14 г. Гомеля»;

         ГУО «Средняя школа № 4 г. Светлогорска»;

         ГУО «Гимназия №2, г. Гродно»;

         ГУО «Гимназия №10 имени Митрополита Филарета (Вахромеева), г.Гродно»;

         ГУО «Средняя школа №13 имени В.Т.Цабо, г.Гродно».

Работу VI Фестиваля сопровождала выставка рисунков «Христианские храмы – жемчужины белорусской земли» победителей Республиканского конкурса «Мир в душе – мир в стране» и организованная в рамках выставки викторина «Узнай историю своей страны по одному рисунку». Благодарим ОО «Белорусский фонд мира» за предоставленную участникам Фестиваля возможность погрузиться в мир искусства!

19 мая. Первый день Фестиваля.

В первый день Фестиваль начал свою работу с торжественного открытия, где представители государственных органов выступили с приветственными словами и ответили на интересующие школьников вопросы в формате диалога. Поприветствовали участников Фестиваля:

Мицкевич Валерий Вацлавович, заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»;

Кот Олег Николаевич, заместитель Министра юстиции Республики Беларусь;

Аземша Сергей Яковлевич, заместитель Председателя Следственного комитета Республики Беларусь;

Хайдаров Рустам, Представитель Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь;

Гаев Андрей Анатольевич, директор Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь;

Борисенко Наталья Владимировна, председатель Белорусской нотариальной палаты;

Чупракова Ирина Адамовна, заместитель директора Национального центра правовой информации Республики Беларусь;

Борисенко Людмила Михайловна, первый заместитель председателя комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета;

Мисько Максим Владимирович, председатель правления общественного объединения «Белорусский фонд мира».

После торжественного открытия ребята настроились на волну получения новых знаний и плодотворное времяпрепровождение, поэтому первым мероприятием в программе Фестиваля стала лекция «Как сохранить безопасность в сети» от начальника УО «Институт повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета Республики Беларусь», Каменецкого Юрия Францевича. Лекция прошла интересно и полезно, после такой лекции можно быть уверенным в том, что школьники и студенты теперь точно знают, что нужно делать, чтобы оставаться в безопасном Интернете.

После лекции 10 команд из школьников и студентов ждали Круги сообществ «Безопасность в сети», ведущими которых стали медиаторы нашего Центра: Бращук Елена Николаевна, Волошина Людмила Геннадьевна, Дятчик Юлия Игоревна, Живлюк Анна Юрьевна, Кухарева Екатерина Ивановна, Санковский Игорь Александрович, Строцкая Анна Александровна, Суздалева Ирина Владимировна и Хомутников Игорь Юрьевич.

Существует техника, которую медиатор использует в работе с конфликтами, где много участников – «круг сообществ». В круге при помощи медиаторов, волонтеров фестиваля и экспертов – представителей Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь Шибко Ольги Анатольевны, Гакуть Дарьи Алексеевны, Гайкевича  Дениса Николаевича, участники обсудили актуальный и важный вопрос современного мира «Безопасность в сети». На кругах команды узнали:  как можно отфильтровать TikTok контент, чтобы он был безопасным; что такое провокации в сети и как не вестись на такую провокацию; кто такие виртуальные друзья и почему виртуальный друг ценнее, чем реальный; как реагировать на кибербуллинг, а также оценили степень ответственности каждого в защите персональных данных. По результатам проведенных кругов ребята ощутили, как важно не только высказывать свою точку зрения и объяснять, почему они настаивают на ней, но и слышать других участников, учиться находить лучший для всего коллектива вариант решения имеющейся проблемы, а эксперты, принявшие участие в круге, поделились своим практическим опытом и помогли ребятам разобраться в таких сложных вопросах с правовой точки зрения.

Следующим мероприятием первого дня Фестиваля стал Брифинг «Медиация в школе. Как она работает». На брифинге в качестве экспертов выступили юные медиаторы, в учреждениях образования которых созданы Школьные службы медиации: Пехота Ульяна Сергеевна, Пранович Никита Сергеевич и Рогач Владислав Максимович, представители ГУО «Средняя школа № 30 г.Минска»; Кухарчик Валерия Валерьевна, представитель Белорусского государственного университета и   Цегалко Даниил Вадимович, представитель ГУО «Средняя школа № 119 г.Минска».

Параллельно брифингу, шла Международная научно-практическая конференция школьников, студентов и молодых ученых «Медиация как альтернативный способ безопасности в интернете». Это уже четвертая ежегодная конференция, инициаторами которой стали студенты и профессорско-преподавательский состав факультета права УО «Белорусский государственный экономический университет». Основной целью конференции является создание научного интереса к теме медиации и восстановительного правосудия со стороны молодёжи, развитие научной мысли о совершенствовании законодательства о медиации, а также организация международного сотрудничества юных медиаторов и молодежи по этой теме. В работе конференции приняли участие студенты и преподаватели из Российской Федерации и Республики Беларусь. По итогам конференции будет издан электронный сборник тезисов и докладов, который можно увидеть в электронной библиотеке БГЭУ, а также пройдя по ссылке http://fest.mediation-law.by/ на сайте Фестиваля школьников и студентов «Медиация будущего».

Педагоги в это время также были заняты полезным делом: участвовали в Творческой мастерской «Преемственность поколений школьных медиаторов», модераторами которой стали Кожевников Вадим Борисович, медиатор Центра «Медиация и право», а также Куликова Наталья Николаевна, заместитель директора УО «Средняя школа №30 г. Минска» и Балутина Татьяна Владимировна, директор ГУО «Средняя школа №119 г.Минска».

Встреча проходила в форме круга сообщества, с использованием символа слова. Вадим Борисович поприветствовал участников мастерской и провел краткий экскурс в историю становления Школьных служб медиации.

Знакомство показало, что практически все участники (исключение 2-3 человека) знают, что такое медиация и восстановительный подход, организовывают или принимают участие в работе Школьных служб медиации. Модераторы проговорили проблемные вопросы: как организовать преемственность среди юных медиаторов; какие навыки необходимы педагогам (психологам, социальным работникам и другим). Наталья Николаевна представила презентацию «Развитие и преемственность Школьных служб медиации. Выработка алгоритма включения Школьных служб медиации в деятельность учреждений образования», которая переросла в живое обсуждение, ответы на вопросы, касающиеся практической деятельности Школьных служб медиации. Радоман Л.Ю., социальный педагог ГУО «Средняя школа №30 г. Минска», рассказала, как на практике происходит преемственность: юный медиатор – учащийся педагогического класса – студент педагогического (или иного) вуза – учитель учреждения образования. Выступил Тарас М.В., педагог-организатор ГУО «Средняя школа №30 г. Минска», который в 2015 году был старшеклассником этой школы, а впоследствии после окончания ВУЗа вернулся в родную школу и стал педагогом. Увлекательно рассказал о школьном самоуправлении и медиации как одном из его элементов. Далее участники разбились на 3 группы и провели игру «Элиас для учителей» (под руководством Балутиной Т.В.). Цель игры – развитие творческого мышления посредством решения нестандартных задач. Участники игры обсуждали и объясняли (так, чтобы это было понятно и интересно) термины, касающиеся структур Школьных служб медиации, этапов, инструментов, принципов медиации, объясняли смысл крылатых выражений, касающихся переговоров и коммуникации.

Участники мастерской отметили вовлеченность в процесс и большой интерес к теме, а также выразили надежду на продолжение.

Далее по программе школьников и студентов ждала лекция Ресурсы для психического здоровья подростков от эксперта и старшего куратора по вопросам развития подростов и молодежи Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), Лозюк Виктории Анатольевны.

В то время как педагоги участвовали в тренинге «Ненасильственное общение», где профессиональный медиатор Центра «Медиация и право», Кашолкина Раиса Ивановна, помогла педагогам разобраться, что такое ненасильственное общение и как такое общение помогает нам научиться по-новому выражать себя, слышать других и разрешать конфликтные ситуации, сосредотачиваясь на том, что мы наблюдаем, чувствуем, в чем нуждаемся и о чем просим.

На тренинге участники мероприятия обсудили и попробовали говорить так, чтобы быть услышанным, учились понимать других, рассуждали как вести себя в трудной ситуации, как говорить о себе и от себя. Педагоги пришли к выводу о важности потребностях каждого человека, как основе понимания человека, и сложности определения своих же потребностей. Также участники вспомнили о важном качестве человека  – эмпатии как искусстве понимания другого человека.

С огромной благодарностью педагоги перенимали опыт и умение ненасильственно общаться, многие выразили желание и надежду более частых встреч и таких тренингов.

После лекции участники Фестиваля занялись творчеством. На Мастерской видео TikTok «Безопасность в сети: поделись с другом» ребята два часа придумывали идеи, писали сценарии и снимали видео на заданную тему. Результаты их работы уже можно увидеть в TikTok аккаунте Фестиваля, перейдя по ссылке https://www.tiktok.com/@fest_mediation. Модераторами Мастерской стали волонтеры Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) Горбунова Александра Маратовна, Нгуен Дима, Сукало Александра Сергеевна, а также Голоенко Марина Михайловна, ведущий специалист по обеспечению основной деятельности отделения технологического обеспечения информационных сервисов управления информационной политики и интернет-ресурсов Национального центра правовой информации Республики Беларусь.

В конце такого насыщенного первого дня  Фестиваля были подведены итоги, где жюри определили победителей Мастерской TikTok и вручили им ценные призы! 

20 мая. Второй день Фестиваля.

Второй день  Фестиваля начался информативно и познавательно. Ребята участвовали в Диалоговой площадке «Закон в сети», экспертом которой стал Сайко Дмитрий Сергеевич, доцент кафедры обеспечения цифрового развития УО «Институт повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета Республики Беларусь».

После живой дискуссии участники Фестиваля приняли участие в Мастерской «Как работает восстановительная медиация в уголовно-правовом конфликте», которую провели медиаторы Центра «Медиация и право»: Бращук Елена Николаевна, Дятчик Юлия Игоревна, Живлюк Анна Юрьевна, Кашолкина Раиса Ивановна, Кухарева Екатерина Ивановна, Санковский Игорь Александрович, Строцкая Анна Александровна, Хомутников Игорь Юрьевич.

Медиаторы говорили с детьми о значимости медиации в уголовном конфликте, о примирении, раскаянии и прощении. Наши профессионалы помогали ребятам посмотреть на медиацию как на ресурс для прощения, без которого невозможно полноценное исцеление от травмы, причиненной потерпевшему, лицом, совершившим деяние, запрещенное уголовным законом, как на ресурс для раскаяния такого лица, без чего невозможно говорить о глубоком понимании им последствий своего поведения или действий и принятии ответственности за их совершение.

По итогам данного мероприятия ребята стали понимать под медиацией не только возможность решить конфликт и примириться, но и способ понять себя, разобраться в себе и своих чувствах. Погружение в эту тему помогло ребятам понять, что осознание конфликтной ситуации происходит через осознание нашей общей человечности, с целью восстановления способности участников конфликтной ситуации понимать себя и друг друга, видеть в друг друге людей и договариваться о приемлемых вариантах решения проблем, возникших в результате конфликта, в том числе, о компенсации вреда, причиненного в результате конфликта.

На Мастерской комиксов «Правила поведения в сети» участники смогли сполна показать свою креативность. Там, под руководством студентов факультета социокультурных коммуникаций Белорусского государственного университета, Орловской Дианы Вадимовны, Распоповой Ксении Андреевны и Чубановой Екатерины Сергеевны, ребята создавали рисованные правила, как вести себя в интернете. Участники веселились, смеялись, общались, придумывали концепции их комиксов и одновременно занимались полезным делом.

В это же время педагоги участвовали в Мастер-классе «Медиация как форма работы с конфликтом». Экспертами на мастер-классе стали медиаторы Центра «Медиация и право», Кожевников Вадим Борисович, Мацкевич Михаил Иванович.  На мастер-классе участники рассмотрели структуру школьных конфликтов и возможные формы реагирования на них. Поговорили о личностно ориентированной коммуникации и о том, что такое «детское сообщество». Пришли к выводу, что Школьная служба медиации формирует навык ненасильственного урегулирования конфликта, гармонизирует взаимоотношения в школе (не только среди детей, но и среди педагогов и родителей), транслирует цивилизованные нормы взаимоотношений. Вспомнили стадии проведения медиации и особенности каждой из них. Под контролем экспертов три добровольца (медиатор и стороны) провели две учебные медиации с анализом и разбором на каждой из стадий (Первый кейс – «Кот и фикус», второй кейс – «Порванная сумка»). Участники отметили свой интерес и вовлеченность, попросили проводить больше подобных практических мероприятий.

Заключительным мероприятием Фестиваля стала Лекция «Юный медиатор = волонтер» от волонтеров Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), Грицюка Павла Николаевича и Сукало Александры Сергеевны. Юные медиаторы с заинтересованностью общались с волонтерами Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и задавали интересующие их вопросы.

Подводя итог, хочется сказать, что VI Фестиваль школьников и студентов «Медиация будущего» как всегда прошел в дружеской атмосфере: на лицах участников сверкали улыбки, что говорит о том, что все участники остались довольны организацией и проведением Фестиваля. Мы уже получили большое количество обратной связи от участников не только детей, но и педагогов. Благодарим вас, такие отзывы заряжают энергией и дают новые силы для дальнейшей работы!