Гомель и Санкт Петербург - что их объединяет?
30.05.2023Казалось бы, где Гомель - и где бывшая столица Российской империи? Расстояние между ними под тысячу километров. Но если Вы едете с нами в тур «Блистательный Санкт - Петербург» (3 дня и 2 ночи в Санкт-Петербурге) и намерены посетить Эрмитаж, то можете узнать об этом в первом же зале, начинающем музейную экспозицию. Это - Фельдмаршальский зал, открывающий Большую парадную анфиладу Зимнего дворца. Здесь лица, приглашенные на аудиенцию к особам царской крови, ожидали вызова на поклон. Зал, воплощенный архитектором Огюстом Монферраном, был создан по замыслу Николая I с целью отразить историю имперского периода развития России: на стенах Фельдмаршальского зала в шести из семи ниш разместили портреты славных российских фельдмаршалов: Румянцева-Задунайского, Потемкина-Таврического, Суворова-Рымникского, Кутузова-Смоленского, Дибича-Забалканского и Паскевича-Эриванского. Портреты в полный рост специально заказывались для этого зала и только для «избранных».
Следует отметить, что за двухвековою историю Российской империи звание фельдмаршала (высший военный чин в армии России со времени Петра I до 1917 года.) получили 54 человека.
Интересный факт: Емельян Пугачев, провозгласив себя «императором Петром III», пожаловал титул «фельдмаршала» трем своим сподвижникам: Ивану Зарубину (Чика), Андрею Овчинникову и Ивану Белобородову.
Вообще, привычное нам звание фельдмаршал - это укороченный, литературный вариант. В Табели о рангах этот чин значится как генерал-фельдмаршал. Само слово «фельдмаршал» имеет немецкое происхождение: первые фельдмаршалы появились в Тевтонском ордене еще 6 веков назад. На русскую службу звание перекочевало при Петре Первом. При Екатерине II, в знак признания совершенной исключительности заслуг некоторых военачальников для Императорской России, решили возродить существовавший в Древнем Риме обычай давать полководцам в качестве почетных добавлений к их «природной» фамилии географические названия мест, где ими были одержаны наиболее выдающиеся победы. Наличие «Высочайше дарованного прозвания» и стало критерием отбора персон, имевших честь быть увековеченными на портрете в Большом Фельдмаршальском зале главной Императорской резиденции.
К 1833 году в русской армии было всего шесть персон, имевших почетные «прозвания». Портреты расположили в нишах в строгом соответствии с хронологией дарования этих титулов. Созданию портретов уже умерших фельдмаршалов предшествовала большая подготовительная работа. Художникам были предоставлены сохранившиеся подлинные исторические реликвии - мундиры, шпаги и орденские знаки, лично принадлежавшие увековечиваемым на портретах полководцам. Фоном для основной фигуры служили не случайные изображения, а сцены из конкретных баталий, воспроизведенные по историческим полотнам и гравюрам, созданным современниками этих событий.
Сразу было заказано шесть портретов и восемь (!) однотипных рам. Две не содержавшие изображения рамы так же висели в простенках зала - свободная центральная часть была затянута зелёной тафтой, выступая своеобразным мостом в будущее, заложенным Императором Николаем Павловичем, демонстрируя его уверенность в том, что слава русского оружия не померкнет и в грядущем.
И теперь вернемся к Гомелю: двое из шести славных фельдмаршалов тесно связаны с городом над Сожем, ведь главная местная достопримечательность так и называется «Дворец Румянцевых-Паскевичей». Да-да, именно того Румянцева и того Паскевича, что смотрят на нас со стен Эрмитажа!
Кто же они - эти герои?
Петр Алексеевич Румянцев-Задунайский (1725-1796) граф, генерал-фельдмаршал. Отличился в Семилетней войне (1756-1763). За руководство дивизией при победоносном сражении против прусских войск при Кунерсдорфе был награжден орденом Св. Александра Невского. Прославился в русско-турецкой войне (1768-1774). Отличился в 1770 г. в битве при Кагуле (юг Молдавии). А в 1774 году его смелые действия в устье Дуная привели к заключению Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией на очень выгодных для России условиях, за что он получил фельдмаршальский жезл и был удостоен титула Задунайский. Тогда же ему были пожалованы земли, отошедшие к России после раздела Речи Посполитой, в том числе и «деревенька Гомий». Строительство знаменитого дворца в Гомеле было начато в 1777 году именно по его указанию. Вся дальнейшая история Гомеля подтвердила, что это событие сыграло существенную роль в формировании облика и архитектуры города, его экономическом и культурном развитии.
После смерти П.А. Румянцева гомельский дворец унаследовал его сын Николай Петрович Румянцев, видный государственный деятель, канцлер Российского государства, первый председатель Государственного Совета, меценат, покровитель науки и искусств. Его вклад в формирование Гомеля как европейского города в начале XIX века трудно переоценить. С 1826 по 1834 г. владельцем Гомельского дворца стал его младший брат, член государственного Совета, сенатор, почетный член Российской Академии наук, граф Сергей Петрович Румянцев. При нем часть проектов, начатых старшим братом и отцом, была свернута, а имение заложено в казну, а позже продано. Досужие сплетники утверждали, что виной всему были карточные долги, но истина несколько иная. Не имея законных наследников, холостой Сергей Петрович, однако, имел незаконнорожденную дочь. Желая обеспечить ей будущее, он и заложил имение в казну, получив наличные деньги для богатого приданого.
В 1834 году владельцем Гомельского имения становится другой фельдмаршал, крупный российский военачальник, участник Отечественной войны 1812 года, прославившийся во время русско-турецкой и русско-персидских войн, генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич. Именно он принес свободу от мусульманского ига на земли современной Армении, взяв неприступную, как считалось, крепость Эривань (современный Ереван). Армянский народ до сих пор чтит Паскевича как своего национального героя. За эту блистательную победу Иван Федорович получает графский титул и почетное прозвание «Эриванский», обеспечившее место его портрету в Зимнем. Кстати, еще один портрет полководца находится в галерее героев войны 1812 года Зимнего дворца.
Слава о Паскевиче в первой половине XIX века гремела на всю Европу и Азию. Но после его смерти российское самодержавие, которому фельдмаршал служил верой и правдой, оставило в истории славного полководца огромное черное пятно - «душитель польской и венгерской свободы, наместник Кавказа и правая рука жандарма Европы - Николая I». Однако, более четверти века он оставался непревзойденным и непобедимым полководцем: на его счету было четыре выигранных войны, девять взятых европейских и азиатских столиц. Он был полным кавалером орденов Святого Георгия и Святого Владимира - одним из нескольких в истории России военным, кто обладал таким набором наград.
Именно при Паскевиче начались работы не только по реконструкции дворца, но и по созданию парка - подлинной жемчужины паркового искусства того времени. Русло речушки Гомеюк, впадающей в Сож, превратилось в Лебяжий пруд, были завезены различные породы деревьев и кустарников, разбиты аллеи, построены беседки.
В состав государственного историко-культурного учреждения «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» входит часовня-усыпальница семьи князей Паскевичей, построенная в 1870-89 гг. в так называемом «русском стиле» с использованием мотивов московской архитектуры XVII века. В усыпальнице находятся захоронения 8 представителей семьи Паскевичей, в том числе самого генерала-фельдмаршала.
В убранстве памятника использованы характерные для древнерусского зодчества резной камень и художественный металл, красная неглазурованная терракота и многоцветная майолика, смальтовая мозаика и настенная роспись. Из Петербурга доставлялись разноцветные изразцы с древнерусской орнаментикой, украсившие фасады часовни.
В усыпальнице на торцевой стене сохранилось панно из мозаики с изображением летящих серафимов, изготовленное известной в конце XIX - начале XX в. петербургской мозаичной мастерской В.А. Фролова.
Облицовка сводов усыпальницы выполнена напоминающим колотый камень керамическим материалом со стеклянной поливой, который производился на стекольном заводе возле современной деревни Наспа Буда-Кошелевского района Гомельской области. В строительстве часовни-усыпальницы также участвовали местные мастера: прораб Аллерт, каменщик Красницкий, столяр Зудзицкий.
Интерьер подземного склепа оформляли многочисленные иконы, а также паникадило, подсвечники и лампады из позолоченной бронзы и серебра, фонари, серебряные и фарфоровые венки на надгробиях, мраморные вазы в виде погребальных урн.
После революции 1917 г. из усыпальницы исчезли предметы культового назначения. Самый серьезный урон был нанесен памятнику в период Великой Отечественной войны. В 1953 г. Постановлением Совета Министров БССР часовня-усыпальница была взята под охрану государства. В 1980-е гг. специалистами БСНРПО «Белреставрация» были позолочены купола, кресты и имитации жгутов на шатровой крыше часовни. Следующий этап реставрации часовни и усыпальницы проходил с 2008 по 2019 гг. Работы выполнялись за счет средств областного бюджета и Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства.
Напоминаем: желающим во время путешествия посетить музейный комплекс Эрмитаж (в свободное время) необходимо определиться заранее и при записи указать о своем намерении, с целью обеспечения Вас входными билетами заранее, чтобы не стоять в очереди (без экскурсии, по одному из маршрутов, 2 часа, 800 руб. с человека).
Запись на экскурсию и справки по телефонам:
+375 25 960 82 10 (Анастасия)
+375 29 673 83 66 (Татьяна)