Форум Союза юристов: Панель 3 «Цифровое право»
06.02.2024Продолжаем подводить итоги Форума Союза юристов «Право в современном мире». Третья панель «Цифровое право» пользовалась популярностью среди большого количества участников Форума.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Главные темы панельной дискуссии – развитие цифровых технологий в системе государственного управления, актуальные инструменты национальной системы защиты персональных данных, блокчейн и криптовалюты, противодействие и профилактика киберпреступности в сфере электронной торговли.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Состоявшееся мероприятие объединило вокруг единых целей и задач представителей власти, деловых и общественных кругов, творческое сообщество талантливых ученых, специалистов, экспертов в области цифровых технологий.
![]() |
Обсуждая общие закономерности и тенденции развития информатизации, перспективы цифровых технологий, а также направления цифровой трансформации государства и общества, участники пришли к выводу о том, что развитие цифровой экономики реализуется на плановой основе, о чем свидетельствуют нормативная правовая база, развитые информационно-коммуникационная инфраструктура, интернет-сервисы и электронные услуги. Цифровизация государственного управления зависит от общего уровня цифрового развития государства, согласованности и системности национального и наднационального законодательного регулирования. При этом отмечено, что программно-технологическая и организационная инфраструктура функционирует достаточно эффективно, позволяя обеспечить дальнейшее совершенствование цифровой среды, внедрение современных высокотехнологичных решений, в том числе в сферу государственного управления.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Совершенно очевидно, что широкое использование информационных технологий в практике государственного управления способствует повышению эффективности коммуникации граждан и государства, транспарентности работы государственного аппарата, повышению качества осуществления административных процедур.
![]() |
![]() |
Признано крайне важным дальнейшее развитие технологического суверенитета государства, совершенствование систем информационной безопасности, формирование единого информационного пространства системы государственного управления, обеспечивающего интероперабельность (функциональную совместимость) государственных информационных систем и ресурсов, совершенствование законодательства об информации, цифровой экономике, защите интеллектуальной собственности, кибербезопасности, в том числе нормативное урегулирование технологий искусственного интеллекта с определением пределов их допустимого использования, формированием реестра учета систем с технологией искусственного интеллекта.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Эксперты обсудили отдельные вопросы защиты данных и технической защиты информации.
Скорость перехода общественных отношений в цифровую плоскость и стремительное развитие технологий выводят задачу эффективной защиты личной информации в число наиважнейших, поэтому тема защиты персональных данных получила конституционное звучание и находит дальнейшее закрепление в важнейших стратегических документах, таких как Концепция правовой политики и Концепция национальной безопасности.
![]() |
![]() |
К настоящему времени создана необходимая методологическая база для реализации Закона Республики Беларусь «О защите персональных данных», в том числе сформирован «Портфель оператора» (электронный архив методологических материалов и форм правовых документов, рекомендуемых для использования в работе заинтересованных), разработаны комплексные рекомендации и разъяснения по реализации положений названного Закона с учетом специфики и особенностей осуществляемой обработки персональных данных в отдельных сферах деятельности.
![]() |
Методологические документы размещены в свободном доступе на интернет-сайте Национального центра защиты персональных данных, а также доводятся до сведения заинтересованных в рамках проводимых обучающих мероприятий и оказания образовательных услуг.
Приглашенные спикеры осветили вопросы гражданского оборота цифровых знаков (токенов), специфику правоотношений, возникающих между оператором криптоплатформы и его клиентами, а также особенности обращения взыскания на криптовалюту в уголовном процессе и в рамках исполнительного производства.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В рамках дискуссионного обсуждения затронута проблематика, связанная с возможностью использования токенов (включая криптовалюты) в расчетных правоотношениях, в том числе международных.
![]() |
![]() |
Комплексно рассмотрены особенности выполнения резидентами Парка высоких технологий, осуществляющими виды деятельности с использованием токенов, требований законодательства в области предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования оружия массового поражения.
По мнению выступающих, резиденты Парка высоких технологий являются активными игроками финансового рынка, а объем совершаемых на их площадках финансовых операций может влиять на национальный финансовый сектор.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Особый интерес со стороны участников Форума вызвали вопросы, касающиеся применяемого при идентификации участников финансовых операций программного обеспечения, а также практика привлечения физических и юридических лиц к ответственности за осуществление незаконной предпринимательской деятельности с использованием токенов.
Участники отметили опасность роста киберпреступности и связанные с этим риски и вызовы для национальной безопасности Республики Беларусь. Также уязвима от та
ких правонарушений сфера электронной торговли. Торговые онлайн-площадки и сервисы все больше подвергаются новым киберугрозам и киберинцендентам. Это обуславливает необходимость совершенствования законодательства в соответствующей сфере, повышения эффективности принимаемых мер противодействия, разработки и квалифицированного применения приемов мониторинга кибербезопасности, использования иных средств поиска дефектов интернет-площадок и др.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Состоялось активное обсуждение новых киберугроз и киберинцендентов в сфере электронной торговли и системы противодействия им, мероприятий по эффективной киберзащите торговых онлайн-площадок и онлайн-сервисов, противодействию фишингу. Предложены конкретные рекомендации, направленные на повышение уровня защищенности от противоправных посягательств в данной сфере.
![]() |