Белорусский
Республиканский
Союз Юристов

С Союзом юристов – в именитые пригороды Санкт-Петербурга!

13.03.2024

Друзья! Мы приглашаем Вас, Ваших друзей и близких присоединиться к увлекательному путешествию в Санкт-Петербург и Карелию, организуемому Союзом юристов 09.05 - 13.05.2024.

В программе третьего дня у нас - посещение Ораниенбаума, и сегодня мы расскажем об этом очаровательном пригороде Санкт-Петербурга.

Он полон старинных и уникальных достопримечательностей, среди которых немало роскошных дворцов и парков. В нем дышится петровской эпохой: ведь история Ораниенбаума восходит к началу XVIII века - он всего на 7 лет моложе города на Неве.

На сегодня Ораниенбаум - ныне город Ломоносов - единственный дворцово-парковый ансамбль, сохранившийся в своем подлинном виде. Разумеется, он не так пышен, как Петергоф, не так брутален, как Гатчина, и не так знаменит, как Царское Село. Но в отличие от всех остальных пригородных царских резиденций, ему удалось избежать разорения и разрушения в годы Второй мировой. Вместе со всем Ленинградом он пережил жесточайшую блокаду, но так и не был оккупирован гитлеровцами. И его павильоны, дворцы, цветники, фонтаны, статуи и пруды - оригинал. К тому же недавно тщательно отреставрированный!

В самом начале XVIII века территория нынешнего города принадлежала светлейшему князю А.Д.Меншикову, первому генерал-губернатору Петербурга - самому влиятельному человеку в России после царя Петра и его выдающемуся соратнику. Александр Данилович Меншиков, человек удивительной храбрости, работоспособности и вороватости. Как говаривал Петр Великий о своем ближайшем сподвижнике: «Рука вороватая, да верная». Меньшиков руководил строительством Кронштадской крепости на острове Котлин и для своей пригородной резиденции выбрал место напротив южной оконечности этого острова, всего в пяти верстах от нее. Новый дворец генерал-губернатора должен был стать символом могущества и величия страны, победившей в Северной войне.

Ранее здесь была маленькая рыбацкая деревенька. Сотни крепостных из принадлежащих Меньшикову деревень, вольные мастеровые и солдаты пехотных полков начали грандиозное строительство. Они выполняли земляные работы, рыли канал и искусственные водоемы, готовили обширный участок для создания парка и селились восточнее будущей резиденции, где вскоре из маленькой, на 45 дворов, деревни выросла большая дворцовая слобода.

Князь Меншиков задумывал свою усадьбу как парадные морские ворота России. А полный облик комплекса, который дошел до нас, сформировался при Екатерине II. Свое название губернаторская «дача» получила благодаря Петру I. По одной из версий, государь приехал в резиденцию своего соратника Меншикова. Хозяин показал гостю оранжерею. Там росло много саженцев дикорастущего апельсина, на которых висели таблички «Citrus aurantium», обозначавшие сорт цитрусовых. Петра I развеселило обилие растений, названия которых было сложно произнести. Быстрый на выдумки государь соединил aurantium с немецким словом baum (дерево) и окрестил меншиковское поместье Ораниенбаумом.

С тех пор на лето Меньшиков приказал выставлять деревца в кадках в парк, и современники злословили, что Меншиков настолько богат, что даже яблоки у него растут золотые…

Князь Меншиков строит свой дворец долгих 17 лет, за два года до завершения стройки умирает царь Петр, но всевластие Меньшикова продолжается. Величественный облик дворца, его грандиозный размах и богатые интерьеры вызывают восхищение и удивление. И зависть… Небывалая роскошь загородной резиденции Светлейшего князя по своему размаху в то время превосходит сам Петергоф! К тому же венчает дворец огромная княжеская корона, так похожая на императорскую - а это уже дерзость… Напрасно Меншиков ждет на торжественное открытие своего дворца нового императора, внука Петра I, которого задумал женить на своей дочери.  Через несколько дней его арестовали, имущество конфисковали и передали в царскую казну. Находившиеся во дворце произведения искусства, мебель и посуда были розданы царским фаворитам.

Дворец по монаршему соизволению отдают под военный госпиталь. Затем императрица Елизавета Петровна дарит усадьбу Меншикова молодой чете наследников: своему племяннику (будущему императору Петру III) и его молодой жене (будущей великой императрице Екатерине II).

С этого момента началось возрождение Ораниенбаума. Здесь стали возводиться новые дворцы и новые павильоны, а парк превратился в излюбленное место времяпрепровождения царских особ. По восшествию на престол, Екатерина II дает селению, где к тому времени работали порт и таможня, статус уездного города и дарует ему герб с апельсиновым деревом в центре.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» становится сосредоточением множества уникальных объектов - памятников архитектуры: Большой (Меншиковский) дворец, морской канал с ковшом, Картинный дом, Дворец Петра III - Петерштадт, Китайский дворец - собственная дача Екатерины, павильон Катальной горки и другие, ныне входящие в состав списка памятников культуры ЮНЕСКО. Дворец Петра III и Китайский дворец Екатерины, созданные архитектором Антонио Ринальди, - это единственные постройки в стиле рококо на территории России.

Катальная горка – это своеобразное «Супер-восемь» XIX века, некогда огромное увеселительное сооружение, прообразом которого послужили ледяные горы, где можно было кататься летом на специальных санках на колесиках.

После Великой Отечественной войны, 23 февраля 1948 года, Ораниенбаум был переименован в честь великого российского ученого и изобретателя, гениального химика и механика, выдающегося просветителя, поэта и художника М. В. Ломоносова. Наименование города в честь ученого неслучайно. В этих краях Ломоносов занимался разработкой цветного стекла и смальты для создания мозаичных картин и украшения дворцов, в том числе и для дворцов Ораниенбаума, рядом с которым Михаил Васильевич основал Усть-Рудицкий завод цветного стекла.

Мы упоминали ранее, что возможностью увидеть роскошь Ораниенбаумского дворцово-паркового ансамбля мы обязаны советским воинам-героям.

При взгляде на карту времен Великой Отечественной сразу бросается в глаза, что окруженная немцами территория разделялась на две. Кроме не захваченного врагом самого Ленинграда, был еще отдельный участок на южном берегу Финского залива. Это и есть Ораниенбаумский плацдарм.

Боевые действия на этом направлении вела 8-я армия, отступавшая аж от границы. После боев в районе Кингиссепа, когда немецкие войска вышли к границам будущего Ораниенбаумского плацдарма, в дело вступили корабли Балтийского флота, стоявшие на Финском заливе и части Ижорского укрепрайона: 12-дюймовые пушки форта «Красная горка» быстро отбили  желание сюда приближаться у наступающих частей Вермахта. Для защиты плацдарма из береговых частей сформировали 2-ю и 5-ю бригады морской пехоты.

Боеприпасы и продовольствие защитники Ораниенбаумского пяточка получали по Малой дороге жизни, нередко транспорты с грузами задерживались, попадая под артиллерийский обстрел и удары немецкой авиации. Тогда и без того скудный блокадный паек на плацдарме сокращался. Темными ночами из Кронштадта с трудом пробивались к Ораниенбауму наши корабли, подвозившие подкрепления из осажденного Ленинграда. В результате зимой суточный расход артиллерийских боеприпасов не должен был превышать 150 снарядов. Не лучшим образом обстояло дело и с боеприпасами к стрелковому оружию. Так, каждый стрелок мог использовать не более трех-четырех патронов в сутки, да и то при условии «вести огонь не впустую».

В этих условиях защитники не просто не сдавались и держали оборону - время от времени они наносили врагу существенные удары. Так, 10 декабря 1941 года морские пехотинцы под командованием Василия Зайончковского провели успешную спецоперацию: накануне в тыл противника был направлен отряд разведчиков численностью 150 человек, который в установленный срок нанес удар совместно с атакующим с фронта морским пехотинцам. Перед этим посреди ночи на избы и землянки, которые занимали немецкие солдаты и офицеры, обрушился артиллерийский удар из форта «Красная Горка». Панику довершили вышедшие на стрельбу прямой наводкой бронепоезда. За одну ночь только убитыми немцы потеряли более 400 человек. И подобных примеров были десятки. Ораниенбаумский плацдарм продержался до января 1944 года и стал отправной точкой для полного снятия блокады Ленинграда в результате операции «Январский гром».

За мужество и героизм, проявленные защитниками Ораниенбаумского плацдарма в годы блокады, город Ломоносов в 1981 г. был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Городу было присвоено почетное звание «Город воинской славы».