Белорусский
Республиканский
Союз Юристов

В ГОСТИ К ПУШКИНУ

28.03.2024

«Волшебные места, где я живу душой…»

А хотелось ли Вам хоть однажды убежать от городской суеты, от новостей, интернета и телевизора? Спрятаться в тени лесов так, чтобы никто даже дозвониться не мог? И в этой тиши, глуши и благодати спокойно подумать о смысле жизни, а то - взять и сотворить что-нибудь этакое, бессмертное…

Вот Пушкину однажды предоставили такую чудесную возможность - сослали в родное имение. А он был недоволен, все думал, как бы оттуда удрать… Но за два года ссылки поэтом было написано и задумано большинство основных произведений, всего около ста: трагедия «Борис Годунов», центральные главы романа «Евгений Онегин», поэма «Граф Нулин», окончена поэма «Цыганы», начаты «Маленькие трагедии», написаны такие стихотворения, как «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», множество других, и среди них два - особенно щемящих душу - «19 октября» и «Зимний вечер». Помните: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей...»?

Может, не проведи Пушкин эти трудные для него дни там, не будь изолирован на два года от общества и бурной городской жизни, не довелось бы нам увидеть некоторых великих произведений. Кстати, ссылка его началась ровно 190 лет назад в 1824 году. По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей. Преодолев долгий путь почти через всю Россию: с юга на север, 9 августа Пушкин прибыл в Михайловское.

«Бешенство скуки пожирает мое глупое существование», - пишет он практически сразу по приезду туда. Ссылка была бессрочной – кто знает, может, придется ему весь остаток своей жизни  провести в деревне… Это было для него страшно. В Михайловском не хватало той интеллектуальной среды, того круга общения, к которому он привык. Плюс резкая перемена качества жизни, к которой он просто не был готов. Но Пушкин приживался, учился ценить ту часть жизни русского дворянства, которая у многих вот так неспешно протекла в их родовых усадьбах в деревенской глуши. А самое главное - здесь никто не отвлекал его от главного призвания: быть писателем.

Сейчас в местах ссылки поэта раскинулся крупнейший литературный заповедник мира - « Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина», включающий в себя родовое имение Пушкиных «Михайловское», приданого его матушки Надежды Осиповны -  «обители трудов и чистых нег»; музей-усадьбу друзей Александра Сергеевича помещиков Осиповых-Вульф «Тригорское»;  «Петровское» - дом-музей Абрама Петровича Ганнибала, того самого «арапа Петра Великого», прадеда А.С.Пушкина; музей «Пушкинская деревня» в Бугрово, куда поэт ходил знакомиться с бытом крестьян, чтобы достоверно переносить на бумагу детали народной жизни; Святогорский монастырь – последний приют поэта и его родных. В заповеднике так же расположены действующая мельница и «Музейная почта» - может быть, Вы захотите отправить уникальное письмо, написанное Вами, почти как Татьяной Лариной, настоящим гусиным пером и чернилами? Да-да, такое здесь возможно!   

Как коротал в ссылке время Пушкин, кроме как проторивая себе рифмами дорогу в Бессмертие? Вы, возможно удивитесь, но Пушкин любил ковыряться в саду. По семейному преданию, он «принимал самое горячее участие в устройстве сада: сам копал грядки, рассадил множество деревьев, что, как известно, было его страстью; рассаживал он и цветы».

А еще – то пешком, то верхом, чуть ли не ежедневно отправлялся за три версты в «Тригорскую оранжерею», где цвели: владелица поместья Прасковья Александровна Осипова-Вульф, две ее дочери от первого брака – девушки на выданье Анна и Евпраксия (Зизи) и две от второго – Мария и Екатерина, падчерица Александрина, а еще часто гостили две племянницы - обе Анны. С одной из них – «гением чистой красоты» Анной Петровной Керн мы знакомы со школьной скамьи.

Все они поэта Пушкина хорошо знали и обожали, все они в свое время в соседа Сашу Пушкина были влюблены. Пушкин эту восторженную влюбленность хорошо видел и, бывал иногда даже несколько кокетлив: «Но ты, губерния Псковская, Теплица юных дней моих, Что может быть, страна пустая, Несносней барышень твоих?»…

Обитателям Тригорского посвящены многие бесценные пушкинские стихи, здесь живо ощущается дух романа «Евгений Онегин».

Считается, что Тригорское послужило прототипом дома Лариных: помещичья усадьба, ее уклад, привычки, уездное общество, ее посещавшее - все это давало поэту  богатый материал для наблюдений, для творчества. Татьяну и Ольгу он списал с дочерей Прасковьи Александровны, а сама она - вылитая старшая Ларина. Кстати, и Ленского он нашел тоже там - это сын хозяйки дома, студент немецкого университета, Алексей Николаевич Вульф, с которым поэт играл в шахматы, дискутировал, скакал наперегонки верхом, соревновался в стрельбе из пистолетов.

С этим же домом связана и последняя, мистическая, история из биографии А.С.Пушкина: в семье Прасковьи Александровны поговаривали, что Александр Сергеевич не мог лечь в могилу, не попрощавшись с ними. Именно так они объясняли, почему возница, которому было поручено везти сани с гробом поэта, заплутал в февральскую вьюгу, заблудился в полях и вместо Святогорского монастыря привез тело поэта в Тригорское.

Кроме веселой душевной компании, в дом Осиповых-Вульф поэта привлекала и богатая библиотека, где Пушкин с интересом просматривал многочисленные книги по истории России, сочинения по физике и химии, словари, творения Ломоносова. В этой библиотеке он находил для себя очень много ценного.

Особое место в усадьбе занимает тригорский парк - памятник садово-паркового искусства второй половины 18 века.

Извилистая дорожка ведет по аллеям, мимо баньки, где не только мылись, но часто летом спасались от зноя мужской компанией, мимо беседки, каскада из трех прудов, пробегает через «зеленый зал», где гости танцевали под открытым небом, огибает ель-шатер, под которой можно укрыться от самого сильного дождя, и выводит к самому интересному месту парка - «солнечным часам». «Здесь всё поэзия, всё диво…». Возраст многих деревьев парка - более двухсот лет, и они помнят великого русского поэта.

В Тригорском до сих пор растет любимец Пушкина, воспетый им «Дуб уединенный», посаженный более 300 лет назад на могильном кургане, в котором давным‑давно были похоронены защитники древнего города-крепости Воронич, погибшие в 1581 году при нашествии войск Стефана Батория.

Дух захватывает от мощи зеленого исполина! Так и кажется - лишь зажмуришь на секунду глаза, и появится на нем, позвякивая, златая цепь, и замурлыкает свои песни Кот ученый…

Один из самых романтических уголков тригорского парка - скамья на обрыве над Соротью, стоящая среди старых лип, под старым дубом. Обитателям Тригорского казалось, что именно сюда убежала Татьяна, услышав приближение Онегина, здесь на скамье ждала она решения своей участи.

Подумайте - может, все-таки махнуть рукой на дела, и в теплые июньские выходные рвануть к нему, к Пушкину? Туда, где тишь, где комары жужжат, как мысли, и в воздухе разлилась сама поэзия…

«Я к вашим возвращусь полям,

 Приду под липовые своды,

На скат тригорского холма,

Поклонник дружеской свободы,

Веселья, граций и ума».

Приглашаем Вас, Ваших родных и близких присоединиться к автобусной экскурсии «Псков - Печоры - Изборск - Пушкинские горы», организуемой Союзом юристов в последние выходные июня 29-30 числа.

Запись на экскурсию по телефону: +375 25 960 82 10 (Анастасия);

Справочная информация по туру: +375 29 673 83 66 (Татьяна).