Белорусский
Республиканский
Союз Юристов

«…А зори здесь тихие»

07.05.2024

В преддверии празднования 9 Мая, сегодня мы вспоминаем героев, добывших Победу высокой ценой. 11 мая в рамках экскурсионного тура «Санкт-Петербург - Карелия», организуемого Союзом юристов, по дороге из Сортавалы до горного парка Рускеала мы увидим знаменитый водопад, где режиссер Станислав Ростоцкий снимал художественный фильм «А зори здесь тихие». Многие туристы спешат к «Женькиному плёсу» - по сюжету Женя Комелькова устроила представление с купанием в озере перед водопадом, чтобы спугнуть крадущийся отряд немецких диверсантов. Ведь действие «Зорь» происходит именно в Карелии.

В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «…А зори здесь тихие» Бориса Васильева, которая вызвала большой резонанс в читательской среде, и оказалась одной из самых популярных книг о Великой Отечественной войне. В 1971 году повесть была инсценирована Юрием Любимовым в московском театре на Таганке. В тот же год за экранизацию повести взялся Станислав Ростоцкий, через год двухсерийный фильм вышел на экраны страны, став одним из лидеров советского кинопроката 1973 года - его посмотрело около 66 миллионов человек.  Фильм является классикой советского кинематографа, одной из самых любимых народных лент, посвященных теме войны. До «Зорь» ни в советской прозе, ни тем более в отечественном кинематографе, так откровенно о судьбе женщины на войне никто не рассказывал, хотя воевали в Великой Отечественной свыше 350 тысяч представительниц слабого пола.

Как впоследствии вспоминал режиссер, бывший фронтовик, - фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти. А сама повесть была посвящена автором, тоже фронтовиком, его жене и верной подруге, нашей с Вами землячке, Зоре Поляк. Она же выступила прототипом одной из героинь книги – Сони Гурвич, дочери участкового врача, которая ничего не знает о судьбе родных, оставшихся в оккупированном Минске и переживает за них. Сейчас мы знаем то, чего не знала Соня: до войны в Минске проживало 250 тысяч человек. К концу войны осталось около 50 тысяч. То есть, за время оккупации минчан стало в пять раз меньше. Можно было бы предположить, что часть просто успела убежать, эвакуироваться. И эти люди, вернувшись домой, быстро поправили эту жуткую статистику. Но нет. Редкие минчане успели в июне 1941-го уйти из города до того, как туда вошли немцы.

Первоначальный вариант повести именовался «Весна, которой не было». Однако главред журнала «Юность» Борис Полевой предложил изменить название. Так появилось «А зори здесь тихие...». В названии произведения автор показал контраст между величественностью природы и страшными событиями войны. Боевые действия и смерть основных героинь происходили на фоне прекрасного пейзажа. Ясные летние зори оказались символом чистоты, молодости и наивности девушек, беззаветно отдавших жизнь за Родину.

В сюжете «Зорь...» фронт сведен к маленькой карельской деревеньке, где квартирует взвод девушек-зенитчиц. Пятеро из них дают свой последний бой на узком перешейке между озером и лесом. Маленький эпизод огромной войны - тихие зори в небольшом уголке Земли, где одна за другой обрываются пять молодых жизней. Географические масштабы  подчеркнуто невелики - в одном из интервью Станислав Ростоцкий говорил, что, работая над картиной, он хотел вырваться из-под магии крупных цифр, которыми исчисляются жертвы, понесенные народом. У каждого погибшего была своя судьба, свой бой, свой последний рубеж, и для каждого в этом малом вместилась вся война.

Рита, Женя, Соня, Галя, Лиза – незабываемые трогательные образы… В сюжет повести и одноименного фильма легла реальная история, произошедшая во второй год войны, но героями той истории были мужчины. Немецкие диверсанты высадились вблизи железнодорожной станции, расположенной между фронтом и Мурманской дорогой к северу от блокадного Ленинграда. Красноармейцы, находившиеся в тылу после ранений, приняли бой и удерживали сопротивление три дня, хотя численное преимущество было на стороне неприятеля. Когда пришло подкрепление, в живых остался только сержант. Борис Васильев начал работу над сюжетом и уже создал несколько глав. Но, в целом, повесть «не шла». Но как только героями стали молоденькие девочки, повествование сложилось.

Как известно, энтузиазм женщин, их стремление идти на защиту Отечества проявлялись во все времена. Но если раньше участие женщин в боевых действиях носило эпизодический характер, то в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов оно приобрело массовый масштаб: мобилизация сотен тысяч женщин в армию проводилась на основе приказов народного комиссара обороны СССР, хотя принцип добровольности также учитывался. Женщины призывались в Красную армию, Военно-Морской Флот и в Войска НКВД для замены мужчин в тыловых частях и в учреждениях, а также в некоторых боевых войсках.

Представительницы слабого пола держали на своих плечах тыл, сохраняли детей, защищали страну наравне с мужчинами. Они служили в Красной армии, участвовали в партизанском движении, принимали самое непосредственное и деятельное участие в изгнании оккупантов с советской земли и в полном их разгроме.

Нельзя не восхищаться отвагой девушек, служивших в зенитно-пулеметных частях. При налетах вражеской авиации все прятались в укрытия, а они становились к орудию, чтобы дать отпор врагу. Примечательно, что с 1943 года в части ПВО направлялись женщины на укомплектование должностей военнослужащих не только обслуживающего состава, но и боевых расчетов (разведчиков, орудийных номеров, номеров зенитных пулеметов, прожекторных станций, постов аэростатного заграждения и многих других). К концу войны женщины составляли до 24 % численности Войск ПВО.

Высокая цена была заплачена за Великую Победу. Мир еще не видел столь массового участия, такого героизма женщин в борьбе с врагом, как в годы Великой Отечественной войны. Об их подвигах можно говорить бесконечно. Четыре мучительных года... Трудно найти достойные слова, чтобы выразить благодарность им за то, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно  -  в памяти народной, в цветах, монументах, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.