Белорусский
Республиканский
Союз Юристов

Спортивный третейский суд

 

Преимущества рассмотрения спортивных споров в Спортивном третейском суде

1. Передача споров в Спортивный третейский суд позволит при рассмотрении дел учитывать специфику проблем, возникающих в сфере спорта. Имеется возможность выносить решения не только на основании формальных норм действующего законодательства, но и с учетом обычаев и традиций, сложившихся в мире спорта, принимая во внимание его особенности и многогранность.
Третейское разбирательство предоставляет участникам спора возможность выбора арбитров по своему усмотрению из числа лиц, находящихся в списке Спортивного третейского суда.

Данный список третейских судей (арбитров) сформирован на основе предложений национальных федераций по видам спорта и, в настоящее время, включает в себя представителей порядка 20 спортивных организаций. Наличие квалифицированных третейских судей, знающих все тонкости реализации спортивных правоотношений, является очевидным преимуществом Суда над любыми государственными судебными учреждениями.

2. Независимость Спортивного третейского суда от государственных и негосударственных, прежде всего спортивных, органов и организаций. Данное обстоятельство выгодно отличает разбирательство в Суде от рассмотрения споров в различных дисциплинарных комиссиях при федерациях по видам спорта.

3. В компетенцию Спортивного третейского суда входит разрешение споров с участием не только национальных юридических и физических лиц, но и иностранных. 

4. В третейском судопроизводстве нет апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, и спор по существу и окончательно разрешается судьями, входящими в состав третейского суда. В данном случае исключается элемент затягивания процесса недобросовестными лицами с помощью обжалования решения в вышестоящие инстанции.

Разбирательство в данном суде отличает быстрота, оперативность и экономичность рассмотрения споров. Вследствие отсутствия вышестоящих инстанций смогут сократиться расходы на командировки, будут экономиться временные ресурсы, которые, как правило, также имеют денежный эквивалент.

5. Для обращения в суд установлены доступные ставки третейских сборов, которые сопоставимы со ставками государственной пошлины в хозяйственных судах, и значительно меньше аналогичных ставок в зарубежных специализированных спортивных судах.
Так, в соответствии с Положением Суда о третейских сборах и расходах, связанных с третейским разбирательством при сумме иска до 1000 белорусских рублей сумма третейского сбора составляет 100 белорусских рублей.

При этом необходимо отметить, что в исключительных случаях, исходя из имущественного положения истца, а также в зависимости от обстоятельств дела размер третейского сбора может быть уменьшен председателем Суда.

Для примера, в Спортивном арбитраже при Торгово-промышленной палате Российской Федерации 

минимальная сумма третейского сбора составляет 5 000 рублей Российской Федерации (приблизительно 160 белорусский рублей). В Спортивном арбитражном суде в Лозанне минимальная сумма регистрационного сбора составляет 1 000 швейцарских франков (приблизительно 2000 белорусских рублей). В данную сумму не включаются вознаграждение арбитрам (минимум 250 швейцарских франков на каждого арбитра) и расходы по проезду и проживанию арбитров.


6. Процесс рассмотрения спора строится на принципе автономии воли сторон, означающем, что стороны по предварительному согласованию между собой имеют право самостоятельно решать вопросы, касающиеся порядка третейского разбирательства по возникшему спору. У сторон больше возможностей отстаивать свою правоту, создавать доказательственную базу, участвовать в исследовании доказательств. При третейском разбирательстве стороны сами строят весь процесс, начиная с выбора судей заканчивая установлением удобного для них времени и места третейского разбирательства. В результате стороны могут гораздо легче достичь компромисса, заключить мировое соглашение.

7. Конфиденциальность. Дело рассматривается в закрытом заседании, присутствие при этом лиц, не являющихся представителями сторон, в том числе работников средств массовой информации, возможно только с согласия сторон.

8. Решения Спортивного третейского суда наделяются механизмом принудительного исполнения. Принудительное исполнение решений осуществляется путем выдачи исполнительных документов, которые в случае необходимости можно получить, обратившись в государственный суд.

Так, в соответствии со статьей 49 Закона Республики Беларусь «О третейских судах» от 18 июля 2011 года № 301-З (далее – Закон о третейских судах) решение третейского суда подлежит обязательному исполнению в порядке и срок, установленные этим решением.

Если в решении третейского суда срок его исполнения не установлен, оно подлежит обязательному исполнению в течение трех дней со дня вступления его в законную силу.

Согласно статье 50 Закона о третейских судах решение третейского суда, не исполненное добровольно в установленный срок, подлежит принудительному исполнению.

Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, установленным соответственно гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь, действующим на момент исполнения решения третейского суда на основе выданного судом исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда 

Порядок подачи заявления о выдаче исполнительного документа и требования к его оформлению установлены в статье 50 Закона о третейских судах.

9. Стороны могут самостоятельно урегулировать возникающие между ними споры на любой стадии третейского разбирательства, стороны смогут инициировать проведение процедуры медиации, которая представляет собой добровольную и неформальную процедуру, в которой каждая сторона в ходе переговоров с другой стороной и при помощи нейтрального третьего лица - медиатора сможет добиться решения возникшего спортивного спора путем заключения мирового соглашения.